3 неочевидные причины (или слишком очевидные, чтобы принять их в расчет)
Что делать, если бизнес не растет годами, несмотря на все усилия?
Чаще всего фаундеры ищут ответы на эти вопросы на бизнес-тренингах, у более опытных предпринимателей — менторов, наставников, обращаясь к консультантам по продажам и маркетингу или нанимая новых сотрудников.
И действительно, если речь идет о начинающих предпринимателях, часто причиной проблем в бизнесе будет отсутствие управленческого опыта, навыка и привычки рассчитывать финансовую модель.
Но более опытные руководители и собственники компаний чаще сталкиваются с разочарованием, когда бизнес-тренинги, хотя и подсказывают интересные идеи, не становятся «game-changers» - не приводят к явным результатам. Полученные знания не получается применить в компании. Или они не дают ожидаемого эффекта (даже если у всех остальных все прекрасно работает).
В чем прикол? И где в таком случае искать причину стопора?
В этой статье расскажем про 3 неочевидные (или слишком очевидные, чтобы принять их в расчет) причины, которые блокируют рост оборота и доходов предпринимателей.
Причина 1.Принятие решений исходя из текущей “картины мира” и прошлого опыта
Пример из практики: фаундер ИТ-стартапа планирует запустить новое направление и считает, что для старта ему нужны опытные продавцы, которые будут продвигать продукт на рынке.
По его опыту, такие сотрудники просят очень большой фикс — и не гарантируют результаты. Бюджета на "звездных" сейлов в проекте нет. Поэтому основатель то прокрастинирует, то пробует самостоятельно искать потенциальных заказчиков, что не является его сильной стороной и забирает много сил. И даже не пытается искать людей в команду.
На самом деле эта задача вполне решаема — например, можно найти партнера с хорошим социальным капиталом в нужной сфере и навыками коммуникаций. Но ограничения «картины мира» мешают увидеть этот вариант.
Чтобы решить задачку — нужно выйти за пределы привычного и взглянуть на ситуацию с более высокой точки обзора. С этим хорошо работают такие методики, как бизнес-расстановки, а также креативные сессии с использованием методик вроде Crazy 8's или алгоритмы ТРИЗ.
Иногда расширить картину мира помогает нетворкинг и "звонок друга". Но чаще случается, что человек не готов принять хороший совет, если срабатывает следующая причина:
Причина 2. Деструктивные или ложные убеждения
Это ловушки мышления, из-за которых основатель компании принимает контр-продуктивные решения. Например, нанимает не подходящих сотрудников, выбирает рискованные направления. Убеждения - это осознанные или неосознаваемся “правила жизни”, по которым живет человек.
Часто встречается, когда владелец бизнеса верит в то, что жизнь борьба, в которой побеждает сильнейший, что нужно постоянно доказывать свою силу. Он будет воссоздавать в компании этот “мир асуров” - поощрять конкурентные войны между сотрудниками, бороться за власть в компании с партнерами, бесконечно играть в “царя горы” с конкурентами (которые могут даже не подозревать о том, что с ними кто-то борется). И тем самым истощать ресурсы сотрудников и свои.
Конечно, бизнес не будет расти - ведь все время и энергия команды будет уходить не на созидание, не на совместное достижение цели, а на борьбу с ветряными мельницами.
Это только один пример ловушки, их огромное разнообразие: “деньги не достаются честным трудом”, “успех - это опасно (убьют, посадят, все отберут)”, “если я не буду браться за все заказы, останусь без денег” - и так далее. Все это мешает мыслить и действовать рационально, целесообразно.
С деструктивными установками работают психологи, потому что большинство их них - это семейное наследие, мы учимся им у родителей, бабушек и дедушек. Изменить мышление также помогают медитации, практики осознанности. Особенно в сочетании с личной терапией.
Ну а если устраивать хит-парад причин стопора в бизнесе у опытных предпринимателей, то безусловным лидером окажется наша третья причина:
Причина 3. Выгорание собственника
Выгорание проявляется как постоянное напряжение и раздражение, как прокрастинация и избегание задач. Когда все делается на силе воле и потому что надо. Надо платить зарплату сотрудникам, надо обеспечивать семью - и человек тащит на себе компанию, хотя больше всего ему хочется все бросить и уйти в заказ.
Результатами выгорания будут потеря смысла, здоровья, бизнеса, качества и полноты жизни. Бывает в любой последовательности.
Почему возникает выгорание?
Потому что когда-то очень хотелось быстро получить результаты. Потому что бизнес стал самой важной частью жизни и слишком сильно потеснил личную жизнь.
А еще часто потому, что человек достигал результатов “из травмы”, из желания что-то кому-то доказать, соответствовать ожиданиям, делал от головы, а не от сердца. В общем, направлял энергию не туда. И энергия закончилась.
Системно подойти к профилактике выгорания, оставаться в ресурсе, чувствовать драйв, вдохновлять и вести за собой команду помогают регулярные стратегические сессии для сверки развития бизнеса с личной стратегией - своими “хочу”, с зовом души. Ведь когда человек идет по своему пути и делает то, что дает ему энергию, а не забирает - силы не заканчиваются и выгорание не наступает.
Также для профилактики выгорания отлично подходит занятие творчеством - любым, от резьбы по дереву до вышивки гладью. Творчество помогает научиться слышать и выражать себя, свои идеи, истинные цели и желания. Эти навыки потом автоматически переносятся в бизнес и защищают от того, чтобы брать на себя те задачи и проекты, которые истощают и доводят до выгорания.
Узнали себя и хотите поделиться ? Приглашаем обсудить статью в нашем телеграм-канале по ссылке